Карегoрия | Мoмент трения | Зазoр | Тoчнoсть | - | oснoвнoе услoвнoе oбoзначение пoдшипника XXXXX 21 – Внутренний диаметр |
Кoнструкция Материал Температура Смазка Вибрация |
Условные обозначение подшипника наносят на торцы колец клеймением, травлением или электроискровым способом. На наружной поверхности наружного кольца - электрохимическим травлением.
Условное обозначение на кольцах не наносят в ряде случаев для миниатюрных и прецизионных подшипников. Их записывают в сопроводительной документации и на упаковке.
Основное условное обозначение характеризует основное исполнение подшипника:
Основное условное обозначение подшипника по ГОСТ состоит обычно из 7 цифр. Порядок расположения знаков основного условного обозначения соответствует одной из следующих схем:
Пoдшипники с внутренним диаметрoм oт 10 мм и бoлее,(исключая пoдшипники с внутренним диаметрoм 22; 28; 32; 500 мм и бoлее)
7654321
7 XXXXXX – Серия ширин
X 65 XXXX – Кoнструктивная разнoвиднoсть
XXX 4 XXX – Тип пoдшипника
XXXX 3 XX – Серия диаметрoв
XXXXX 21 – Внутренний диаметр пoдшипника
Пoдшипники с внутренним диаметрoм дo 10 мм,(исключая пoдшипники с внутренним диаметрoм 0,6; 1,5; 2,5 мм)
7654321
7 XXXXXX – Серия ширин
X 65 XXXX - Кoнструктивная разнoвиднoсть
XXX 4 XXX - Тип пoдшипника
XXXX 3 XX - Цифра 0
XXXXX 2 X - Серия диаметрoв
XXXXXX 1 - Внутренний диаметр пoдшипника
Дополнительные знаки условного обозначения:
Дополнительные знаки условного обозначения располагают справа и слева от основного условного обозначения.
Дополнительные знаки справа записываются с прописной буквы, а дополнительные знаки слева отделяются от основного условного обозначения знаком тире.
Расшифровка и порядок расположения знаков, обозначающих дополнительные требования, соответствуют следующей схеме:
Карегoрия | Мoмент трения | Зазoр | Тoчнoсть | - | oснoвнoе услoвнoе oбoзначение пoдшипника XXXXX 21 – Внутренний диаметр |
Кoнструкция Материал Температура Смазка Вибрация |
Дополнительные знаки расположенные СЛЕВА от основного обозначения:
Категория подшипника
- буква А или В обозначает наличие дополнительных технических требований, установленных в технических условиях на подшипники категорий А, В, С или в конструкторской документации , утвержденной в установленном порядке. Знак категории С не проставляется. Знаки, проставленные перед обозначением категории А и В, обозначают дополнительные технические требования;
В зависимости от наличия дополнительных технических требований ГОСТ 520-89 установлены три категории подшипников – А, В, С:
Обозначения категорий А и В проставляют:
Момент трения подшипника
момент трения - цифра 1, 2, 3... обозначает норму момента трения. Норма момента трения подшипника условно обозначается номером соответствующего ряда, проставленным перед обозначением радиального зазора. При этом в условном обозначении радиально-упорных и радиальных однорядных подшипников с радиальным зазором по нормальной группе на месте обозначения радиального зазора проставляется буква М.
Подшипникам тугой подборки, которые собирают с малыми радиальными зазорами, присваивают дополнительное условное обозначение: НТ и НУ. Символы НТ соответствуют пониженным точности вращения и размерам посадочных мест; символы НУ – только пониженной точности вращения.
Радиальный зазор подшипника
радиальный зазор - цифра 1,2,3... обозначает группу радиальных зазоров по ГОСТ 24810;
Обозначение группы радиального зазора указывается слева от обозначения класса точности подшипника.
Специальные требования к величине радиального зазора обозначаются буквой Н.
Класс точности подшипника
класс точности - характеризует в порядке повышения точности значения предельных отклонений размеров, формы, расположения поверхностей подшипников. Установлены следующие классы точности подшипников (в порядке повышения точности):
Классы точности 8 и 7 ниже класса 0 и подшипники этих классов точности применяются в неответственных узлах.
Класс точности 0 в случае отсутствия специальных требований (к радиальному зазору и др.) в условном обозначении не указывается.
Буква «У», стоящая после знака класса точности, означает повышенную точность конических роликовых подшипников по монтажной высоте;
Справа от основного условного обозначения(ОУО) могут быть зашифрованы следующие характеристики:
ОУО - 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10
1. Повышенная грузоподъёмность (А)
2. Конструкция (Н ...)
3. Материалы, отличные от обычных (кольца и тела качения - И, Н, Р, Х, Э, Ю, Я, W )(сепараторы - Б, Г, Д, Е, Л...)
4. Конструктивные изменения (К, К1, К2 ...)
5. Модифицированный контакт (М, М1, М2...)
6. Специальные технические требования (У, У1, У2 ...)
7. Температура отпуска (Т, Т1, Т2, Т3... )
8. Марка пластичной смазки(С1, С2 ... С17... С23... )
9. Уровень вибрации (Ш, Ш1, Ш2 ....)
10. Особые отличия
А - повышенная грузоподъёмность
А - буква А обозначает подшипник повышенной грузоподъемности
После введения в действие (с 1996 г.) новой редакции ГОСТ 18855-94, касающегося динамической грузоподъемности подшипников, фактически все шариковые радиальные однорядные подшипники должны выпускаться только повышенной грузоподъемности. Это значит, что обозначение буквы «А» в таких подшипниках, выпущенных после 1996г. на заводе-производителе с соблюдением требований указанного ГОСТа, существенного значения не имеет.
У роликовых подшипников с буквой А в обозначении повышение грузоподъемности достигается либо увеличением числа роликов, либо увеличением диаметра роликов (и то, и другое – за счет утоньшения перемычек сепаратора). Таким образом, для роликовых подшипников буква «А» существенна.
Обозначение конструкции подшипника:
Обозначение | Тип подшипника | Значение |
---|---|---|
К, К1, К2 … | Радиальные роликовые с короткими цилиндрическими роликами | Штампованный сепаратор из черных металлов |
К | Радиально-упорные шариковые высших классов точности (шпиндельные) | «Замок» (скос) на внутреннем кольце плюс массивный сепаратор из текстолита |
К | Радиальные роликовые с короткими цилиндрическими роликами двухрядные с цилиндрическим или коническим отверстием | Кольцевая проточка на середине цилиндрической наружной поверхности наружного кольца плюс три отверстия для смазки |
К5 | Радиальные шариковые | Повышенная грузоподъемность |
К5 | Радиальные роликовые со сферическими роликами двухрядные | Сепаратор, базируемый по наружному кольцу |
К6 | Радиально-упорные шариковые высших классов точности (шпиндельные) | «Замок» (скос) на внутреннем кольце, угол контакта – 15 градусов плюс массивный сепаратор из текстолита |
К7 | Радиально-упорные шариковые высших классов точности (шпиндельные) | «Замок» (скос) на внутреннем кольце, угол контакта – 12 градусов плюс массивный сепаратор из текстолита |
К7 | Радиальные шариковые однорядные со сферической наружной поверхностью | Двусторонние уплотнения плюс стопорный штифт |
К10 | Радиальные шариковые однорядные со сферической наружной поверхностью | Улучшенная конструкция уплотнений плюс стопорный штифт |
К11 | Радиально-упорные шариковые | Штампованный сепаратор |
Буква М обозначает для роликовых подшипников модифицированный контакт - обозначение М, М1. . . с цифрами в порядке исполнении;
Под контактом понимается площадь соприкосновения роликов с дорожкой качения. Даже при небольших перекосах и несоосностях возникает так называемый краевой эффект, для нивилирования которого контакт и модифицируют.
В основном модификации подвергаются ролики, у которых центральная часть делается немного выпуклой, что помогает компенсировать негативные последствия краевого эффекта и продлить срок службы подшипника. Для предупреждения вредного влияния перекоса деталей и прогиба шейки оси на работу цилиндрических подшипников ролики стали изготавливать со скосами "бомбиной".
Иногда это достигается приданием небольшой выпуклости к центру дорожки качения при прямолинейной поверхности образующей роликов.
В результате роликовые подшипники с модифицированным контактом приобретают небольшую возможность «самоустанавливаться» и способность противостоять за счет этого (а также за счет оптимизации распределения нагрузок) негативным краевым эффектам.
H
Буквой «Н» обозначается:
1. Для радиальных роликовых сферических двухрядных подшипников – наличие кольцевой проточки на середине цилиндрической наружной поверхности наружного кольца и трех отверстий для смазки;
2. Для радиальных роликовых подшипников с короткими цилиндрическими роликами без внутреннего или наружного кольца по ГОСТ 5377-79 – подшипники, размеры и предельные отклонения которых соответствуют рекомендации СЭВ по стандартизации;
3. Для шариковых однорядных подшипников со сферической наружной поверхностью – наличие углубления и отверстия для смазки;
4. Для упорных подшипников по ГОСТ 7872-79 – соответствие диаметра отверстия «свободного» кольца требованиям международного стандарта ИСО 104:1994. Упорные подшипники имеют два кольца с внутренними размерами, отличающимися на небольшую величину. Такие упорные подшипники по ГОСТу имеют в дополнительном условном обозначении букву «Н». например: 8316Н, 8318Н. (буква Н - разница во внутренних диаметрах упорного подшипника, чтобы подшипник мог нормально работать)
У1, У2, У3 ... - обозначение У, У1. . . с цифрами в порядке исполнении обозначает специальные технические требования - ужесточенные требования по шероховатости, по точности вращения и др. с цифрами в порядке исполнений; дополнительные технические требования к чистоте обработки деталей, радиальному зазору и осевой игре покрытиями и т.д.
Обозначения материал деталей (цифры указывают на последующие исполнения).
Обозначения сепаратора подшипников, которые изготовлены не из обычных сталей.
например: Е,Е1 - сепаратор из текстолита,
Е5 - сепаратор из стеклонаполненного полиамида
Обозначения колец и тел качения подшипника
Буква справа | Значение |
И, И1, И2, И3 … | Изменение ТУ на поставку комплектующих деталей или исходных материалов |
Н, Н1, Н2, Н3 … | Детали из теплостойкой стали |
Р, Р1, Р2, Р3 … | Детали из теплоустойчивой стали |
X, X1, Х2, Х3 … | Кольца и тела качения или только кольца (одно кольцо) из цементируемой стали |
Э, Э1, Э2, Э3 … | Детали из стали ШХ-15 со специальными присадками (ванадий, кобальт, молибден и др.) |
Ю, Ю1, Ю2, Ю3 … | Все детали или часть деталей из нержавеющей стали |
Я, Я1, Я2, Я3 … | Детали (кольца, тела качения) из редко применяемых материалов (керамика, стекло и др.) |
W, W1, W2, W3 | Детали из вакуумированной стали |
Требования к температуре отпуска
Температура отпуска деталей подшипника - Т, Т1, Т2, Т3, Т4, Т5, Т6 - обозначение температуры стабилизирующего отпуска при изготовлении .
Обозначение | Требования к температуре отпуска колец | Номинальная рабочая температура подшипника |
---|---|---|
без обозначения | 150 | 120 |
Т | 200 | 160 |
Т1 | 225 | 180 |
Т2 | 250 | 200 |
Т3 | 300 | 250 |
Т4 | 350 | 300 |
Т5 | 400 | 350 |
Т6 | 450 | 390 |
Требования по уровню вибрации (шумность подшипника)
Нормы шумности подшипников - Ш, Ш1, Ш3, Ш4, Ш5 - обозначение уровня вибрации.
С возрастанием цифрового индекса величина уровня вибрации уменьшается.
Внимание! При монтаже подшипника даже незначительный перекос между внутренним и наружным кольцами подшипника или несоосность в последующем повышает шум при работе подшипника и сокращает срок его службы.
Обозначения игольчатых подшипников.
Некоторые игольчатые подшипники имеют условное обозначение в виде трех сомножителей 00х00х00 (dхDхB). При этом числовые значения сомножителей определяют d - внутренний диаметр, D - наружный диаметр и B - ширину подшипника в мм в порядке перечисления.
Буква, стоящая в конце обозначения, обозначает материал сепаратора.
Буквы стоящие перед произведением чисел - конструктивную разновидность подшипника, например:
Цифра, стоящая впереди условного обозначения, обозначает степень точности роликов по ГОСТ 6870, например, 3ККЗ0х35х46Е. Для таких подшипников используют ролики со степенями точности: 2, 3 и 5. Степень точности 2 в условном обозначении не проставляется.
Роликовый игольчатый подшипник (РИП) для линейного перемещения имеет отдельное обозначение, например, РИП 2010. Первые две цифры слева обозначают диаметр ролика (2,0 мм), последние - ширину подшипника (10 мм).
Обозначения шарнирных подшипников.
Обозначение шарнирных подшипников состоит из обозначения серии, обозначения типа подшипника и значения внутреннего диаметра в мм. Обозначения основных типов и конструктивных разновидностей шарнирных подшипников:
Ш - шарнирный подшипник для подвижных соединений без отверстий и канавок для смазки;
ШМ - шарнирный подшипник для неподвижных соединений без отверстий и канавок для смазки;
ШС - шарнирный подшипник для подвижных соединений с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем кольце;
ШСЛ - модификация ШС с разъемом наружного кольца в продольном направлении;
ШСП - модификация ШС с прорезью на наружном кольце;
ШСР - модификация ШС с разъемом наружного кольца в поперечном направлении.
Цифра, стоящая впереди обозначения типа подшипника (2ШС..., 3ШС...) обозначает серию ширин и диаметров, отличающуюся от основного исполнения.. Буква "К", стоящая в конце обозначения обозначает подшипник с отверстиями и канавками для смазки во внутреннем и наружном кольцах, например, ШС40К.
Примеры условного обозначения подшипников
подшипник | конструкция | Серия ширин | Конструктивное исполнение | Тип подшипника | Серия диаметров | Обозначение диаметра отверстия |
---|---|---|---|---|---|---|
32205 | радиальный роликовый с короткими цилиндрическими роликами | 0 | 3 | 2 | 2 | 5 |
292205 | радиальный роликовый с короткими цилиндрическими роликами без внешнего кольца | 0 | 29 | 2 | 2 | 5 |
4074103 | радиальный роликовый игольчатый с диаметром отверстия 17 мм | 4 | 7 | 4 | 1 | 3 |
901 | радиальный роликовый однорядный с диаметром отверстия 12,7 мм (неопределенной серии) | 0 | 0 | 0 | 9 | 1 |
2910 | радиальный роликовый с короткими цилиндрическими роликами с диаметром отверстия 48 мм | 0 | 0 | 2 | 9 | 10 |
602/32 | радиальный шариковый однорядный с защитной шайбой | 0 | 6 | 0 | 2 | 32 |
20071/1175 | роликовый конический однорядный | 2 | 0 | 7 | 1 | 1175 |
Пока нет комментариев, почему бы Вам не написать первый?